Алексей Иванов о плюсах и минусах 2020 года

 

Велосипедисты, как известно, убеждены, что лучшая тренировка – это гонка. Поэтому по количеству стартов превосходят, наверное, всех. Но за «ковидный» 2020-й шоссейники  клуба «Минск» на международной арене проехали лишь несколько однодневок в Турции. Хорошо хоть раскачиваться не стали - записали в актив победу и несколько призовых мест. На треке Евгений Королёк завоевал радужную майку чемпиона мира в скрэтче и «серебро» чемпионата Европы в омниуме, Анна Терех на втором из турниров - «серебро» в скрэтче. Прокомментировать такие итоги года мы попросили директора «Минска» и члена исполкома Белорусской федерации велоспорта Алексей Иванова.


- Несмотря на все сложности, минувший год давал нам повод для радости. На обоих трековых чемпионатах – мировом и европейском – гонщики клуба выступили достойно. На континентальном могли и двумя подиумами не ограничиться. К сожалению, как раз накануне заболела лидер женской команды Татьяна Шаракова, у которой были все шансы завоевать медаль. Во-вторых, Романа Тишкова в гонке с выбыванием, считаю, незаслуженно лишили не просто призового места, а наверняка - «золота».  Он отлично себя чувствовал. Поэтому за Романа очень обидно. Что касается Евгения  Королька, то к приобретениям сезона можно отнести не только его награды, но и тот факт, что Женя нисколько не зазвездился и при этом стал  психологически увереннее, что доказал омниум в Пловдиве.

Что касается шоссе, то никто, конечно, не предполагал, что будет столько отмен соревнований. Шоссейную команду мы собрали достаточно серьёзную. Даже подумывали, если не выиграть Европейский тур, так, по крайней мере, в пятёрке завершить. Но что есть, то есть. Главной потерей, на мой взгляд, стал срыв дебюта на самой престижной женской многодневке «Джиро Роза», на которую смогли пробиться. Кроме того, и наши «андеры» должны были участвовать в молодёжной «Джиро д’Италия». Это вторая по значимости потеря.

Что касается топовых турниров, то на чемпионате мира в итальянском Имоле надеялись на более высокий результат в индивидуальной гонке Евгения Королька. К сожалению, он пропустил шоссейный чемпионат Европы во французском Плуэ, хотя мы настаивали на его участии в этом виде. И затем перед своим дебютом на планетарном форуме подхватил какую-то инфекцию, которая и не позволила показать максимум. Отправляя его на стажировку в «Газпром-Русвело», мы рассчитывали, что он там зацепится. Ведь, как показали трековые чемпионаты Беларуси и Европы, гонки более высокого класса, независимо от того, какую роль в них играл и добрался ли до финиша, дали Жене много. Но поскольку российская команда не обещала подвести его в оптимальной форме к Олимпиаде, посовещавшись, решили, что ещё один сезон с учётом грядущей Олимпиады ему лучше провести в «Минске».

К плюсам минувшего шоссейного сезона стоит отнести тот факт, что совместно с Мозырем мы запустили юниорский проект, подписав соглашение о сотрудничестве, включающее сборы для четырёх юниоров, соревнования, обеспечение оборудованием, экипировкой. И нынче по просьбе регионов планируем это направление дальше развивать. Правда, они хотят, чтобы мы взяли их ребят, а сами, к сожалению, ни организационно, ни финансово не желают участвовать в их подготовке.

Не отказываясь от трека

- Юниоры тоже получают зарплату?

- Минимальную. Правда, это небольшие деньги. Но спортсмены обеспечены формой,  велосипедами, транспортом, сборами, которые мы можем совместно финансировать. На самом деле, это не очень благодарное направление, ведь клуб называется «Минск», а процентов 70 ребят у нас из регионов. В прошлом сезоне, к примеру, у юниоров костяк составляли спортсмены Гомеля и Мозыря, у андеров – Бреста, трое из которых завершили карьеру. Поэтому перспективную молодёжь решили подписывать на два года, чтобы не получилось, как с Денисом Мазуром. Не могу сказать, что очень много, тем не менее, мы вкладывали в него средства, поддерживали. А годовой контракт закончился, и он оказался в другой команде. Хотя мы связывали с ним немалые надежды на треке.

В интервью некоторых коллег, кстати, в последнее время прозвучало, будто клуб «Минск» делает акцент на шоссейном направлении, что стало для меня открытием. У нас сегодня восемь команд – четыре шоссейные (мужская и женская континентальные, андеровская и юниорская), две трековые (основная команда, контракт с которой из членов национальной сборной не имел, наверное, только Гордей Тищенко, и молодёжная). Кроме того, мы запустили проекты по BMX и благодаря клубу «Тристайл» - по триатлону.  

- Вы по-прежнему будете развивать трековое направление?

- Да. Правда, нынче не стали регистрировать основную команду в UCI. Потому что ситуация кардинально изменилась. Пока мы не понимаем, к чему приведут реформы, коснувшиеся этого вида. Ведь изменили сроки трековых  соревнований, календари. Кубок мира заменили Кубком наций, в котором клубные команды участвовать не смогут. Несмотря на это, повторюсь, трековое направление, у нас остаётся. Те же Роман Тишков и Роман Романов будут выступать за шоссейную команду «БЕЛАЗ» и за трековую «Минск».

- А с Михаилом Шеметовым расстались?

- Не секрет, что это гонщик со своеобразным характером. Вместе с тем, он заметно прибавил на шоссе. На всех белорусских гонках минувшим летом, включая чемпионат страны, в индивидуальной разделке был в тройке, боролся с Евгением Корольком, и порой обыгрывал его. Кроме того, он может долго продержаться в отрыве. Немалая заслуга в этом, думаю, Константина Сивцова, который помогает Мише составлять тренировочные программы. На мой взгляд, он нужен континентальной шоссейной команде.

Дебют фестиваля отложили

- Ваша борьба за вторую олимпийскую  лицензию в мужской групповой гонке на шоссе, судя по всему, не увенчалась успехом?

- Это был долгий процесс. Мы месяца три с Международным союзом велосипедистов, что называется, бодались. И по-прежнему считаем, что завоевали два допуска. Но чтобы отстоять второй, нужно было судиться. Взвесив за и против, отказалась от такой мысли. И дело не в том, что вряд ли завоюем медаль в этом виде в Токио. А это сказалось бы на взаимоотношениях с международными организациями. Европейский Союз велосипедистов единогласно отдал нам чемпионат Европы на треке. Даже после санкций МОКа по отношению НОКу Беларуси по политическим мотивам с нами подписали контракт. Мы уже оплатили взнос за право проведения и сейчас начинаем подготовку к турниру. Его, правда, из-за обострения пандемии коронавируса с февраля перенесли на 23-27 июня. Считаю, это правильное решение. К тому моменту, надеюсь, эпидемиологическая ситуация нормализуется, и чемпионат получится полноценным, с участием всех стран.

- Изначально речь шла о Европейском фестивале велоспорта, в рамках которого пройдут континентальные чемпионаты по всем дисциплинам – шоссе, треку, BMX, маунтинбайку и фристайлу.

- Это ещё одно разочарование-2020. Совместно с  Белорусской федерацией велоспорта мы организовали немало крупных мероприятий,  включая этапы Кубка мира на треке, Гран-При Минска на шоссе и треке. И сейчас провели громадную работу по подготовке объединённых чемпионатов Европы, задействовав многих сотрудников клуба и вложив немало средств. Готовы были, в том числе, построить на Заячьей поляне под Логойском трассу МТБ. Но, поскольку специфику этого вида спорта досконально не знаем, чтобы дистанция отвечала всем международным требованиям, оборудовать её необходимо с привлечением иностранных специалистов. Поэтому и перенесли проведение чемпионата Европы на 2022 год, а дебютный фестиваль велоспорта – на 2025. Мы долго обсуждали с UEC, проводить ли его в августе 2021-го. Сошлись на том, что сразу после Олимпиады этот новый и очень интересный проект может потеряться, что лучше его основательно подготовить. А в 2022 году, если в Заславле построим трассу BMX, провести также отдельный чемпионам Европы по этому виду. Что касается места для проведения турнира по фристайлу, то с ним пока не определились. Есть две хорошие площадки – открытая у Дворца спорта и закрытая на «Минск-Арене». Это чисто коммерческий проект. А из-за опять же пандемии, собрать спонсоров из числа брендов, интересных молодёжи, очень сложно. Понятно, что они будут тянуть с согласием до последнего.

Изначально в рамках велосипедной недели-2020 мы хотели провести также фристайл-шоу у Дворца спорта и организовать на 10 дней на Palova Arena самый большой в Беларуси веломагазин. Это тоже по известной причине, увы, сделать не удалось. Никто не знает, как сложится и 2021-й. На «Гран-при Минска» мы на всякий случай задекларировали в мае несколько дат. Надеемся, гонка состоится. Но гарантии пока никто не даст.

С минимальными изменениями

- Понятно, что пандемия ударила по экономике. А на гонщиках это сказалось?

- На наших, слава Богу, нет. С точки зрения спонсорской, мы остались фактически на прошлогоднем уровне, лишь чуть-чуть уйдя в минус. С коммерческой точки зрения из-за отсутствия мероприятий, понятно, ничего не получили. Но главное – экономически выжили. 

- Судя по всему, от легионеров в следующем году совсем откажетесь? По крайней мере, Сергея Ростовцева в составе не увидела…

- У него контракт до 1 марта. Пока мы думаем, продолжать сотрудничество или нет. Главным образом мы рассматривали Сергея в качестве партнёра для Евгения Королька в мэдисоне на шестидневки. Но получилось так, что пока «Минск» никуда не выезжал, он в составе российской сборной в Турции зацепил очки, которые и нам помогли. Нынче на первые гонки в той же Турции пока его не заявляли, а там – посмотрим.

- Большинство же белорусов в шоссейной команде останется?

- Да. За исключением Антона Ивашкина, у которого вообще не задался прошлый сезон по многим причинам – и травмы были, и подготовка оставляла желать лучшего. Сам он с будущим ещё не определился – то ли остаться в спорте, то ли уйти в коммерцию. Мы пообещали не в составе клуба, но поддержать его – ни велосипед, ни экипировку не забирали. Но, если продолжать гоняться, нужно показывать результат.

На данный момент подписаны контракты с Василием Белявским, Евгением Корольком, Сергеем Попком, Брониславом Самойловым, Евгением Соболем, Василием Строковым, Алексеем Шнырко, Иваном Чернявским, Сергеем Шевченко, а также Александром Песецким, который несколько лет гонялся в Испании. На сборе в Турции сейчас находятся также Станислав Божков, Николай Шумов, Владимир Гороховик и Михаил Шеметов, с которыми договорились, что продолжим сотрудничество, если будут показывать нужные результаты.  

- Календарь на сезон проработали?

- Он идентичен прошлогоднему. Не понятна ситуация только по участию в женской «Джиро Роза» и андеровской «Джиро д’Италия». Поскольку у нас два состава, с которыми работают Александр Кучинский и Евгений Гутарович, заявились на максимум гонок, в том числе, первой категории. И пока нас везде готовы принять. А как будет складываться ситуация дальше, никто не знает. На данный момент отменён лишь «Тур Анталии» и все китайские старты.

- Азиатских спонсоров в связи с этим не потеряли?

- Нет. Они по-прежнему обеспечивают нас экипировкой, колёсами и рамами. Но их поддержка несопоставима с той, что оказывают белорусские партнёры.

И майки отстоять

- Для женской команды вы собирались несколько улучшить условия…

- И сделали это. И в дальнейшем будем их финансово поддерживать. Главные надежды связываем с Татьяной Шараковой, которая, надеемся, восстановится после коронавируса и скажет своё веское слово, и Анной Терех. Ориентируем их, прежде всего, на успешное выступление на Олимпиаде и домашнем трековом чемпионате Европы.  Задача номер два – завоевать майку чемпионки страны. И попытаться попасть на сильные международные гонки, включая «Джиро», если те, конечно, состоятся и нам удастся получить визы. К сожалению, организаторы в этом не помогают.

- А в какой стадии находится реализация идеи о создании женской команды Мирового Тура?

- Пока отказались от неё. Выступи девчата на «Джиро», увидели бы, на каком свете находимся, созрели ли для высшего дивизиона. Всё-таки прежде нужно привлечь к себе внимание, и проведённых в Китае неплохих гонок для этого маловато. Ведь в Мировом Туре и финансовые условия, обеспечение куда серьёзнее. И состав спортсменок должен быть соответствующий.

- А какую задачу ставите перед мужчинами?

- Перед шоссейниками – с точки зрения положения в рейтинге аккуратную. Дело в том, что у нас в составе есть 39-летний Евгений Соболь, которого и наш клуб, и РЦОП готовы взять на тренерскую работу. Вместе с председателем Белорусской федерации Натальей Цилинской и директором РЦОПа Дмитрием Толкачёвым мы много беседовали с ним. Но Женя, как выяснилось, хочет попасть на Олимпиаду, пообещав, что будет готов не хуже Александра Рябушенко, и попросил оставить вопрос открытым до чемпионата страны.

- Где на него будет работать весь клуб «Минск», а на Рябушенко пару человек?

- В 2020-м Саша отнюдь не в одиночку боролся. Как и Соболю, ему тоже помогали 12 человек. Дело не в этом. Рябушенко моложе, у него сильнее календарь, и японская трасса ему подходит. Но! Не дай Бог, он накануне получит травму. И кто тогда будет выступать? Нужен запасной гонщик. То есть первая задача – подготовить к Олимпиаде главную надежду на треке Евгения Королька и запасного на шоссе. Вторая – отстоять майку чемпиона страны в условиях появления трёх континентальных команд. Особенно по андерам в «разделке» это будет сделать непросто, поскольку с Мазуром, который выиграл нам титул, а теперь перешёл в «БЕЛАЗ» вряд ли кто сможет бороться.

- Появление ещё одного клуба, по идее, должно обострить внутреннюю конкуренцию…

- На самом деле, на данный момент официально зарегистрированы лишь континентальные мужская и женская команды «Минск». А «БЕЛАЗ» и мужской и женский составы «Фереи», которые также подавали заявки на регистрацию, лицензий UCI ещё не получили. Скорее всего, это произойдёт в ближайшие дни. То есть в 2021-м у нас может быть пять континентальных команд. И на повестку дня выходит вопрос уже больше об их качестве.  Конкуренция же однозначно обострится.

- Не могу не поинтересоваться и судьбой велокарнавала?

- Его запланировали на май, но, возможно, перенесём на июнь, совместив с чемпионатом Европы. Думаю, это логично. Или подвяжем к шоссейному «Гран-При Минска». Прекрасно понимаем, что все соскучились по подобным мероприятиям, поэтому постараемся, чтобы он стал ярким праздником.

- Так все-таки 2020 год - это плюс или минус?

- Конечно, плюс.

 

Елена ДАНИЛЬЧЕНКО (Спортивная панорама)

Партнеры

Минская спадчина
Красавик
На Связи
Ленинград
Мая Рэспублика
Велосипедный клуб Минск
Евроопт
Банк Развития
Волат
Першы Ровар
Телега
Атлант-М
Луч
Вива Ровар
Банк Решение
Агат
Юнис Ойл
Митра
Лодэ
Вело Лав
Family
Бярозка
Алми
Титан
Астория
Аутлет
Моторлэнд
Велобайки
Итейра
БСБ Банк
БелТПП
Точка
Зорька
Регула
Аист
Слодыч
А1
ТЦ Европа
Белинвест Банк
Палацо
КБИП
Кравн Инвест
Relax.by
24.by